Новости
27  Февраля  2006
ЭКСПЕРТ-УРАЛ: Свой рынок ближе к телу

Впервые за десять лет поставки Магнитогорского меткомбината на внутренний рынок превысили экспорт. Отечественные потребители приносят компании больший доход, чем зарубежные

Мария Истомина, Андрей Виньков

Достигнутый Магниткой в прошлом году показатель продаж на внутреннем рынке, 50,6%, серьезным прорывом еще не назовешь. Тем не менее это событие: с тех пор, как наши сталелитейные заводы, отыскивая опору под ногами, научились торговать на Западе, экспорт стабильно превышал внутренние поставки, доходя иногда до 70 — 80%. Не есть ли снижение экспорта свидетельство поражения в конкурентной борьбе с мировыми лидерами?

Китайский фактор

Один из ключевых рынков сбыта Магнитогорского меткомбината — Китай (в 2004 — 2005 годах до 20 — 25% всего экспорта ММК) и страны Юго-Восточной Азии. Однако Китай, ежегодно потребляющий 350 млн тонн проката, сумел резко увеличить внутреннее производство. С конца 2004 года он стал чистым нетто-экспортером (объемы экспорта превысили объемы импорта), фактически полностью сняв зависимость от внешних поставок, прежде всего из России. (Впрочем, импорт стали Китаем все еще значителен — 28 млн тонн в год.) Гендиректор Магнитки Геннадий Сеничев подтверждает: «Китай становится экспортером стали, поэтому Магнитке пришлось изменить региональную структуру продаж. Это дополнительный фактор уменьшения в 2005 году экспорта и, соответственно, выручки предприятия». В прошлом году объем продаж металлопродукции ММК в Китай и Юго-Восточную Азию снизился с 38% в январе до 14% в ноябре. Поставки в Китай и вовсе провалились: с 22% в январе до 3% к концу года. В свою очередь с января по ноябрь существенно вырос экспорт в страны Ближнего Востока (с 20 до 42%), Европы (с 9 до 21%) и Америки (с 3 до 19%). Однако «некоторые страны имеют привычку закрываться от импорта стали путем антидемпинговых процедур, квот и так далее», — отмечает аналитик по металлургии инвестбанка UBS Алексей Морозов. «Европейский рынок насыщен, американские власти защищают своих производителей», — подтверждают на Магнитке. «Поэтому чем больше будет продаж на внутреннем рынке, тем меньше рисков в торговле», — констатирует Алексей Морозов.

Все дело в ВВП

И все же активизация внутренних продаж — не просто вынужденная мера. По наблюдению аналитика по металлургии ИК «Тройка Диалог» Василия Николаева, росту способствуют подъем спроса на прокат и более привлекательная ценовая конъюнктура на отечественном рынке: «Это общая тенденция в российской стальной индустрии. Например, горячекатаный прокат у нас продается на 80 — 100 долларов дороже, чем за рубежом, при том что транспортные затраты на экспорт стального проката составляют 15 — 20 долларов на тонну». «Действительно, — соглашается Алексей Морозов из UBS, — плоский прокат на мировом рынке продается в среднем по 400 долларов за тонну, а в России по 500 долларов. А если листовой прокат с покрытием, маржа наших сталелитейщиков еще выше». Сказанное подтверждается статистикой: цены внутреннего рынка превысили мировые и не выказывают тенденции к серьезному падению. Таким образом, поставки на внутренний рынок становятся для ММК и других наших стальных компаний намного более рентабельны, чем экспорт. И это соответствующим образом оценивают инвесторы и акционеры компаний. По крайней мере, большинство инвестбанков рассматривают переориентацию меткомбинатов с внешнего рынка на внутренний исключительно как позитив. В чем причина? «Вместе с ростом российского ВВП поднимается спрос на стальную продукцию внутри страны, — рассказывает Василий Николаев. — У аналитиков есть правило: процент роста ВВП дает до 1,2% прироста спроса на внутреннем стальном рынке». Заметим, что российский ВВП за последний год увеличился, по официальным данным, на 6,4%. И положительная динамика сохраняется: в январе по сравнению с январем 2005−го — 4,7%. Аналитики говорят: сегодня — лучшее время для переориентации сбыта. На ММК также утверждают, что в перспективе доля экспорта будет снижаться.

Хватит всем

Аналитик по металлургии компании «Метрополь» Денис Нуштаев не удивляется заявлениям Магнитки. По его мнению, примерное соотношение внутренних и внешних поставок 50% на 50% справедливо и для других крупных игроков на рынке плоского проката — «Северстали» и НЛМК. Это означает, что на растущие прибыли от поставок проката на внутренний рынок имеют виды все ключевые производители стали в России, и серьезная конкуренция здесь неизбежна. «Наращивать свою долю на внутреннем рынке ММК будет непросто», — считает Денис Нуштаев. И все же для ММК можно спрогнозировать относительно безоблачное будущее. Во-первых, как считает Алексей Морозов, «в ближайшие два-три года на металлургическом рынке России предложение полностью скомпенсируется спросом со стороны потребителей. Баланс спроса и предложения означает, что ситуация будет складываться одинаково благоприятно для всех игроков рынка. Тем более что продукция ММК, НЛМК и Север-стали сопоставима по цене и качеству». Во-вторых, Магнитка много лет планомерно готовилась к конкуренции на внутреннем рынке. С 1997 года, когда гендиректором ММК стал Виктор Рашников, в качестве приоритетного направления продаж был определен именно отечественный рынок. В последующем топ-менеджмент комбината придерживался такого правила: устойчивое положение компании определяется отношениями с внутренними потребителями. На это была направлена и инвестиционная программа. Большая часть из 1,2 млрд долларов, вложенных за последние 5 — 6 лет, пошла на развитие прокатного дивизиона и производство продукции дальнейших переделов, то есть фактически на создание новых и более качественных видов проката. Так, за последние годы на ММК введены в строй современный двухклетевой реверсивный стан 1700 холодной прокатки, агрегаты непрерывного горячего цинкования и нанесения полимерных покрытий. Эта стратегическая линия Магнитки сохраняется, хотя в апреле 2005 года в руководстве комбината произошли перестановки: на посту гендиректора комбината Виктора Рашникова сменил его заместитель по экономике и финансам Геннадий Сеничев. «в стратегическом плане внутренний рынок для ММК является приоритетным», — утверждает Геннадий Сеничев. В рамках инвестпрограммы, утвержденной советом директоров ММК в 2005 году, в ближайшие восемь лет объем вложений в модернизацию производства превысит 1 млрд долларов. Единственным обстоятельством, способным подпортить перспективы наших компаний, может стать только импорт из стран СНГ, в первую очередь из Украины. Но от конкуренции с прокатом из братской страны Магнитка защищена более удачным географическим положением по отношению к ключевым регионам продаж — Уралу, Поволжью, Сибири.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.