Впервые за десять лет поставки
Магнитогорского меткомбината на внутренний рынок превысили экспорт.
Отечественные потребители приносят компании больший доход, чем
зарубежные
Мария Истомина, Андрей Виньков
Достигнутый Магниткой в прошлом году показатель
продаж на внутреннем рынке, 50,6%, серьезным прорывом еще не
назовешь. Тем не менее это событие: с тех пор, как наши
сталелитейные заводы, отыскивая опору под ногами, научились
торговать на Западе, экспорт стабильно превышал внутренние
поставки, доходя иногда до 70 — 80%. Не есть ли снижение экспорта
свидетельство поражения в конкурентной борьбе с мировыми
лидерами?
Китайский фактор
Один из ключевых рынков сбыта Магнитогорского
меткомбината — Китай (в 2004 — 2005 годах до 20 — 25% всего
экспорта ММК) и страны Юго-Восточной Азии. Однако Китай, ежегодно
потребляющий 350 млн тонн проката, сумел резко увеличить внутреннее
производство. С конца 2004 года он стал чистым нетто-экспортером
(объемы экспорта превысили объемы импорта), фактически полностью
сняв зависимость от внешних поставок, прежде всего из России.
(Впрочем, импорт стали Китаем все еще значителен — 28 млн тонн в
год.) Гендиректор Магнитки Геннадий Сеничев подтверждает: «Китай
становится экспортером стали, поэтому Магнитке пришлось изменить
региональную структуру продаж. Это дополнительный фактор уменьшения
в 2005 году экспорта и, соответственно, выручки предприятия». В
прошлом году объем продаж металлопродукции ММК в Китай и
Юго-Восточную Азию снизился с 38% в январе до 14% в ноябре.
Поставки в Китай и вовсе провалились: с 22% в январе до 3% к концу
года. В свою очередь с января по ноябрь существенно вырос экспорт в
страны Ближнего Востока (с 20 до 42%), Европы (с 9 до 21%) и
Америки (с 3 до 19%). Однако «некоторые страны имеют привычку
закрываться от импорта стали путем антидемпинговых процедур, квот и
так далее», — отмечает аналитик по металлургии инвестбанка UBS
Алексей Морозов. «Европейский рынок насыщен, американские власти
защищают своих производителей», — подтверждают на Магнитке.
«Поэтому чем больше будет продаж на внутреннем рынке, тем меньше
рисков в торговле», — констатирует Алексей Морозов.
Все дело в ВВП
И все же активизация внутренних продаж — не
просто вынужденная мера. По наблюдению аналитика по металлургии ИК
«Тройка Диалог» Василия Николаева, росту способствуют подъем спроса
на прокат и более привлекательная ценовая конъюнктура на
отечественном рынке: «Это общая тенденция в российской стальной
индустрии. Например, горячекатаный прокат у нас продается на 80 —
100 долларов дороже, чем за рубежом, при том что транспортные
затраты на экспорт стального проката составляют 15 — 20 долларов на
тонну». «Действительно, — соглашается Алексей Морозов из UBS, —
плоский прокат на мировом рынке продается в среднем по 400 долларов
за тонну, а в России по 500 долларов. А если листовой прокат с
покрытием, маржа наших сталелитейщиков еще выше». Сказанное
подтверждается статистикой: цены внутреннего рынка превысили
мировые и не выказывают тенденции к серьезному падению. Таким
образом, поставки на внутренний рынок становятся для ММК и других
наших стальных компаний намного более рентабельны, чем экспорт. И
это соответствующим образом оценивают инвесторы и акционеры
компаний. По крайней мере, большинство инвестбанков рассматривают
переориентацию меткомбинатов с внешнего рынка на внутренний
исключительно как позитив. В чем причина? «Вместе с ростом
российского ВВП поднимается спрос на стальную продукцию внутри
страны, — рассказывает Василий Николаев. — У аналитиков есть
правило: процент роста ВВП дает до 1,2% прироста спроса на
внутреннем стальном рынке». Заметим, что российский ВВП за
последний год увеличился, по официальным данным, на 6,4%. И
положительная динамика сохраняется: в январе по сравнению с январем
2005−го — 4,7%. Аналитики говорят: сегодня — лучшее время для
переориентации сбыта. На ММК также утверждают, что в перспективе
доля экспорта будет снижаться.
Хватит всем
Аналитик по металлургии компании «Метрополь»
Денис Нуштаев не удивляется заявлениям Магнитки. По его мнению,
примерное соотношение внутренних и внешних поставок 50% на 50%
справедливо и для других крупных игроков на рынке плоского проката
— «Северстали» и НЛМК. Это означает, что на растущие прибыли от
поставок проката на внутренний рынок имеют виды все ключевые
производители стали в России, и серьезная конкуренция здесь
неизбежна. «Наращивать свою долю на внутреннем рынке ММК будет
непросто», — считает Денис Нуштаев. И все же для ММК можно
спрогнозировать относительно безоблачное будущее. Во-первых, как
считает Алексей Морозов, «в ближайшие два-три года на
металлургическом рынке России предложение полностью скомпенсируется
спросом со стороны потребителей. Баланс спроса и предложения
означает, что ситуация будет складываться одинаково благоприятно
для всех игроков рынка. Тем более что продукция ММК, НЛМК и
Север-стали сопоставима по цене и качеству». Во-вторых, Магнитка
много лет планомерно готовилась к конкуренции на внутреннем рынке.
С 1997 года, когда гендиректором ММК стал Виктор Рашников, в
качестве приоритетного направления продаж был определен именно
отечественный рынок. В последующем топ-менеджмент комбината
придерживался такого правила: устойчивое положение компании
определяется отношениями с внутренними потребителями. На это была
направлена и инвестиционная программа. Большая часть из 1,2 млрд
долларов, вложенных за последние 5 — 6 лет, пошла на развитие
прокатного дивизиона и производство продукции дальнейших переделов,
то есть фактически на создание новых и более качественных видов
проката. Так, за последние годы на ММК введены в строй современный
двухклетевой реверсивный стан 1700 холодной прокатки, агрегаты
непрерывного горячего цинкования и нанесения полимерных покрытий.
Эта стратегическая линия Магнитки сохраняется, хотя в апреле 2005
года в руководстве комбината произошли перестановки: на посту
гендиректора комбината Виктора Рашникова сменил его заместитель по
экономике и финансам Геннадий Сеничев. «в стратегическом плане
внутренний рынок для ММК является приоритетным», — утверждает
Геннадий Сеничев. В рамках инвестпрограммы, утвержденной советом
директоров ММК в 2005 году, в ближайшие восемь лет объем вложений в
модернизацию производства превысит 1 млрд долларов. Единственным
обстоятельством, способным подпортить перспективы наших компаний,
может стать только импорт из стран СНГ, в первую очередь из
Украины. Но от конкуренции с прокатом из братской страны Магнитка
защищена более удачным географическим положением по отношению к
ключевым регионам продаж — Уралу, Поволжью, Сибири.