Татьяна Морякова
В истории отечественного искусства немало
страниц, которые до сих пор пролистаны только специалистами или
горячими поклонниками творчества отдельных художников, а
большинству россиян знакомы разве что понаслышке. Многое
сознательно искоренялось в период соцреализма и было "открыто"
только во второй половине прошлого века, в постсоветское время
подвергли незаслуженному остракизму недавнее прошлое вкупе с его
культурным наследием, но даже сейчас, когда, казалось бы,
творческая личность не ущемляется диктатом государства, многие
произведения по-прежнему остаются малоизвестными - в первую очередь
из-за своей недоступности. Разорвать этот замкнутый круг в
отношении творческого наследия одного из ярчайших представителей
русского авангарда – Павла Филонова – решился Государственный
Русский музей. Именно этот музей, где хранится богатейшая коллекция
произведений художника, выступил инициатором проекта "Павел
Филонов. Очевидец незримого". Увидеть работы Филонова уже
смогли жители и гости Санкт-Петербурга, где полотна художника
выставлялись в период работы саммита G8 нынешним летом, а теперь
экспозиция, вызвавшая в Северной столице немалый ажиотаж, прибывает
в Москву – родной город художника – при поддержке Группы компаний
"Метрополь". Московская выставка, начинающая свою работу
завтра, обещает быть в своем роде уникальной, поскольку от
питерской ее отличает и состав, и форма экспонирования. Дизайн
разработал художник Борис Мессерер, муж известной поэтессы Беллы
Ахмадулиной, а обогатят визуальное восприятие работа современного
художника-концептуалиста Вадима Захарова "Монумент утопии" -
движущееся трехметровое изваяние льва - и уникальный музыкальный
инструмент под названием "Синтезатор АНС" (Александр Николаевич
Скрябин). Это чудо техники, позволяющее "слушать" живописные
полотна, придумал почти 70 лет назад инженер-электронщик Евгений
Мурзин, а воплотить его идею в жизнь удалось только двумя
десятилетиями позже. Теперь москвичам представится возможность
увидеть и, что самое удивительно, услышать, как звучит третья
версия АНС - единственная в мире на данный момент. Выставку,
которая откроется завтра, 26 декабря, и будет принимать посетителей
вплоть до 11 февраля 2007 г. в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С.
Пушкина на Волхонке, вполне можно назвать знаковым событием:
полотна авангардиста не выставлялись в подобном объеме с 1988 года.
Между тем Филонов по праву входит в "троицу" известнейших и
талантливейших представителей авангардного направления в
изобразительном искусстве наряду с Казимиром Малевичем и Василием
Кандинским. Эти имена знакомы едва ли не каждому школьнику,
изучающему мировую художественную культуру, тогда как о Филонове в
России знают непростительно мало. Этот художник, посвятивший жизнь
поиску своего собственного творческого метода, прошел нелегкий
путь, совпавший по времени с тягчайшими страницами отечественной
истории. До революции он, рано осиротевший и отправившийся учиться
в Петербург, успел поступить в Академию художеств, откуда был
исключен за то, что состоял в обществе "Союз молодежи", потом вновь
восстановился и все-таки ушел, предпочтя учредительство и активное
участие в "Союзе" пребыванию в стенах консервативной Академии.
Именно на совместных выставках прогрессивного художественного
общества и были выставлены первые работы Филонова, вызвавшие
интерес в определенных кругах. В частности, потом Павел Николаевич
не один год сотрудничал с Владимиром Маяковским, создавая декорации
к его трагедии "Владимир Маяковский" и иллюстрируя буклеты
футуристов. Тем не менее молодой художник находился в постоянном
поиске, не собираясь полностью примыкать ни к одной из существующих
школ. Теоретические изыскания не отвлекали Филонова от
художественного творчества: в послереволюционные годы он работал по
18 часов в сутки, добиваясь не только реализации, но и признания
своего творческого метода. В 1923 г. он стал профессором Академии
искусств и членом Института художественной культуры, а еще два года
спустя, обретя немало последователей, основал школу аналитической
живописи в Петрограде. Правда, просуществовало это уникальное
заведение недолго: в 1928 г. проект Филонова закрыли по указу
правительства вместе со всеми частными культурными организациями, а
его самого лишили права на выставку, запланированную в Русском
музее на 1929-1930 годы. Тем не менее этот период стал едва ли не
самым плодотворным в творчестве художника. Одну из наиболее
известных картин этого времени – "Нарвские ворота" – до сих пор не
могут единодушно осмыслить искусствоведы и критики, которых заводят
в тупик загадочные образы: бородатый человек, стоящий на верху арки
ворот, и свору зверей вокруг него, рвущуюся в разные стороны.
Исследователи предлагали множество интересных толкований этого
сюжета, но к согласию так и не пришли, а замысел художника остался
"за кадром", хотя постичь смысл таинственных символических образов
пытались многие, кто слышал о своеобразном художественном
провидчестве Филонова: в конце 1930-х гг. тот занялся разработкой
темы войны, которую не затрагивал со времен Первой мировой.
Художник словно предсказывал свой конец: он ушел из жизни в самом
начале блокады Ленинграда.