Юлия Галлямова
Гендиректор Центральной пригородной пассажирской
компании (ЦППК) Михаил Хромов покажет пример всем другим операторам
электричек, начав закупать собственный подвижной состав. Уже к
сентябрю возглавляемая им компания получит первые четыре поезда,
которые будут ездить из Москвы в Рязань и Калугу. По самым скромным
подсчетам, компания рассчитывает приобрести 53 поезда, а в
перспективе — 338 состава общей стоимостью 165 млрд руб.
Как стало известно РБК daily, ЦППК заключила
контракт с Демиховским машиностроительным заводом (входит в
«Трансмашхолдинг») на покупку четырех электропоездов повышенной
комфортности ЭД4М. Цена сделки составила 1,6 млрд руб., которые
компания найдет в собственном бюджете. Каждый поезд будет
сформирован из 12 вагонов, с салонами, оснащенными системами
видеонаблюдения, кондиционирования воздуха, а также туалетами.
В ЦППК отмечают, что «первые поезда поступят на
линию в конце 2013 года и будут работать в составе межобластных
экспрессов на маршрутах Москва – Рязань и Москва — Калуга». По
словам гендиректора ЦППК Михаила Хромова, оператор и в дальнейшем
намерен расширять собственный парк. Планируемый объем закупок в
ЦППК уточнить не смогли, сообщив, что этот вопрос будет обсуждаться
ближе к следующему году на совете директоров компании.
Это первый случай, когда пригородная компания
(всего 73 региона обслуживают 26 ППК) приобретает собственный
подвижной состав. Как правило, операторы арендуют поезда у РЖД. К
примеру, под управлением ЦППК находятся свыше 400 электричек
монополии.
Ранее представители перевозчика признались, что
часть парка устарела, а у РЖД нет средств на закупку новых
электричек. ЦППК решила самостоятельно приобрести 53 поезда у
Демиховского машзавода. К такому решению ЦППК подталкнула и
достигнутая с правительствами Москвы и Подмосковья договоренность,
по которой власти будут развивать инфраструктуру, а оператор —
эксплуатировать новые пути, при условии закупки собственного
подвижного состава.
Источник на рынке, осведомленный с планами ЦППК,
утверждает, что всего, по подсчетам оператора, до 2028 года
компании потребуется приобрести 338 поездов на общую сумму 165 млрд
руб. Однако основная загвоздка остается в вопросе финансирования.
Для того чтобы приобретать хотя бы около 20 поездов в год,
перевозчику придется вкладывать 8—10 млрд руб. Собственных денег в
таком объеме у компании нет (по итогам 2012 года выручка ЦППК
составила 27 млрд руб., чистая прибыль — 3,7 млрд руб.). Более
того, если государство, как и задумывало, перестанет субсидировать
пригородные перевозки, ЦППК даже не сможет выйти на безубыточный
уровень.
Андрей Рожков из «Метрополя»
считает, что для дальнейшей закупки подвижного состава ЦППК, скорее
всего, будет привлекать кредиты у госбанков или просить субсидии у
государства. Кроме того, компания может попросить скорректировать
тарифы в свою пользу, однако это маловероятно, добавляет
аналитик.