“АвтоВАЗ” экономит на всемЗавод реструктурирует производство и
заморозит часть проектов
Глеб Столяров
САМАРА — В 2005 г. “АвтоВАЗ” сосредоточится на
сокращении издержек и запуске в производство новых автомобилей
Kalina и Priora. Об этом шла речь на собрании акционеров,
состоявшемся в субботу в Тольятти. Перспективные проекты —
разработка новой модели и строительство завода двигателей — пока
откладываются.
“АвтоВАЗ” в 2004 г. выпустил 717 985
автомобилей. Выручка по РСБУ за 2004 г. составила 125,9 млрд руб.,
чистая прибыль – 5,6 млрд руб. Около 53% акций “АвтоВАЗа”
контролирует его менеджмент, 8% принадлежат Внешэкономбанку, еще
около 18% – работникам предприятия. Основные производственные
активы “АвтоВАЗа” – сборочно-кузовное, механосборочное,
металлургическое, инструментальное производства, а также
производство пластмасс. В 2004 г. среднесписочная численность
сотрудников “АвтоВАЗа” составила 116 808 человек, а фонд оплаты
труда – 14,5 млрд руб.
В докладе на собрании акционеров председатель
совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Каданников признался, что
2005 год для завода будет сложным. По его словам, растут издержки,
что связано с инфляцией и тарифной политикой монополий. Но и цены
на автомобили поднимать уже некуда. “Невозможно в полном объеме
переложить эти затраты на покупателя в условиях жесткой
конкуренции, существующей динамики курса рубля”, — сказал он. По
его словам, к этому добавляется необходимость финансирования новых
проектов и погашения кредитов в размере более 10 млрд руб. Поэтому
ключевой задачей для “АвтоВАЗа” станет сокращение расходов и
сдерживание роста цен на автомобили. По подсчетам Каданникова, с
2000 по 2004 г. цены на вазовскую продукцию выросли на 38%. Он
отметил также, что в связи с прекращением 11-й смены необходимо
сократить 4000 человек. Ранее вице-президент по маркетингу и сбыту
“АвтоВАЗа” Владимир Кучай заявлял, что план на 2005 г. снижен с 730
000 до 694 000-696 000 автомобилей. А после собрания акционеров
Каданников рассказал журналистам, что для сокращения издержек
вице-президентам автозавода поручено разработать предложения по
выводу непрофильных активов в самостоятельные компании. Президент
“АвтоВАЗа” Виталий Вильчик не обозначил сроки начала
реструктуризации, заметив, что до конца 2005 г. решение может быть
еще не принято. “АвтоВАЗ” последним из российских автогигантов
задумался о снижении издержек. Ульяновский и Горьковский автозаводы
уже давно начали процесс реструктуризации, с тем чтобы оставить у
себя лишь собственно автосборочное производство. Представитель
“Северсталь-Авто”, в который входят УАЗ и Заволжский моторный
завод, говорит, что, хотя реструктуризация и далека от завершения,
в 2004 г. компания сократила издержки на 3-5%. Как выяснилось,
затягивается и реализация нового СП между “АвтоВАЗом” и General
Motors — завода по производству двигателей и трансмиссий в
Тольятти. Как рассказал Каданников, новые двигатели будут в среднем
на $800 дороже нынешних. “Вазовские маркетологи считают, что такое
удорожание автомобиля может резко снизить его
конкурентоспособность, — пояснил представитель автозавода. —
Поэтому рассматриваются возможности снижения себестоимости
двигателя”. Обновление модельного ряда “АвтоВАЗа” пока также
буксует. Каданников заявил, что до 2008 г. график финансирования
“АвтоВАЗа” предусматривает вложения в проекты Kalina и Priora, а
принципиально новая модель может быть поставлена в производство не
раньше 2009 г. Он пояснил, что новая модель будет позиционироваться
в “верхнем пределе класса С”. По его словам, сейчас работы идут в
двух направлениях — разработка новой платформы на “АвтоВАЗе” и
совместно с General Motors. Каданников сказал, что в итоге
разработка будет выбрана на тендерной основе, но сроки окончания
работы не обозначил. Как пояснил источник в научно-техническом
центре “АвтоВАЗа”, работы на предприятии по этому проекту “идут
вяло” из-за недостаточного финансирования.
Аналитик
компании “Метрополь” Денис Нуштаев считает, что у “АвтоВАЗа”
практически нет резервов для снижения издержек, кроме
реструктуризации активов, которая сделала бы бюджеты каждого из
предприятий более прозрачными. “Проводить реструктуризацию
компании, так же как и сокращение персонала, можно и нужно, —
соглашается аналитик "УралСиба" Вячеслав Смольянинов. — Но
"АвтоВАЗу" как основному работодателю в городе сделать это в
короткие сроки будет сложно”. Смольянинов считает, что сейчас
“АвтоВАЗ” не должен вкладывать средства в крупные проекты вроде
разработки новой модели или в строительство завода двигателей. “Для
автомобиля вазовской сборки удорожание на $800 слишком велико”, —
говорит он.