Акционеры «АвтоВАЗа» в пятницу собрались в
новом составе. Французы от Renault вошли в совет директоров, а
российские акционеры решили создать автокомпонентный холдинг с
годовым оборотом $20 млрд
Глеб Столяров
В совет директоров автогиганта были избраны
представители французской Renault, купившей весной 25% плюс
1 акция «АвтоВАЗа». Это президент Renault Карлос Гон,
исполнительный вице-президент по продуктам Патрик Пелата и директор
по финансам Тьерри Мулонге. По три места получили «Тройка диалог» и
«Ростехнологии» (у каждой по 25% плюс 1 акция), в том
числе в совет прошли совладелец инвесткомпании Рубен Варданян и
гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов. Последний вновь возглавил
совет. Акционеры утвердили поправки в устав и одобрили уменьшение
уставного капитала «АвтоВАЗа», сделанное в процессе ликвидации
перекрестной собственности акций. После того как Renault передаст
«Тройке диалог» лишние 23% акций, оказавшиеся у нее в
результате погашения акций, принадлежавших «дочкам» «АвтоВАЗа»,
процесс раскольцовки можно будет считать завершенным.
Гендиректор «АвтоВАЗа» Борис Алешин объявил, что
5 сентября состоится внеочередное собрание акционеров. На нем
предполагается одобрить подписание двух лицензионных договоров с
Renault. «АвтоВАЗ» намерен купить лицензии на сборку двигателей
объемом 1,4 и 1,6 л, а также автомобилей на платформах
R90 и F90 (сейчас они выпускаются под брендами Logan MCV
и Van). Как ранее рассказывали «Ведомостям» источники на
«АвтоВАЗе», речь идет о сборке обеих моделей максимальным объемом
до 90 000 автомобилей в год.
Но одних автомобилей акционерам «АвтоВАЗа» мало.
На собрании Чемезов объявил о создании автокомпонентного холдинга,
который возглавит член правления РАО «ЕЭС России» Владимир
Аветисян. Учредителями компании могут стать «АвтоВАЗ», «Камаз»,
«Ростехнологии», «Тройка диалог», возможность участия рассматривает
и Renault-Nissan, заявил Чемезов. Окончательный состав учредителей
будет понятен уже через месяц-полтора, сказал «Ведомостям»
Аветисян. А к концу года предполагается определиться с активами,
добавил он. Холдинг будет формироваться за счет внесения в уставный
капитал компонентных «дочек» учредителей, покупки новых активов на
рынке и строительства новых заводов. «АвтоВАЗ» сам выпускает
двигатели, пластиковые детали, штамповку, технологическое
оборудование, у него есть собственный НТЦ. У «Камаза», который
контролируется «Тройкой диалог», смежные прессовое,
металлургическое и инструментальное производства, а производство
двигателей уже выделено в отдельные компании. «Ростехнологии» могут
внести в холдинг компанию «Автокомпоненты», на балансе которой
находятся три завода — поставщика «АвтоВАЗа».
По оценке Аветисяна, емкость российского рынка
автокомплектующих в ближайшие годы достигнет $50 млрд и задача
холдинга — занять не менее 40% этого рынка (около
$20 млрд). Аветисян и Чемезов не исключили, что холдинг будет
интересовать покупка активов крупнейшего российского производителя
компонентов — группы «Сок». «Все будет зависеть от желания
группы», — сказал Аветисян. «Соку» предложений о продаже его
активов от акционеров «АвтоВАЗа» пока не поступало, говорит
представитель группы Дмитрий Румянцев: «Мы готовы рассмотреть
возможность продажи автокомпонентного бизнеса, если будет
предложена интересная цена».
Желание акционеров заняться компонентным
бизнесом неудивительно, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Михаил
Пак, ведь у холдинга будет гарантированный объем поставок как
минимум на 700 000 автомобилей в год, производственный
опыт, сбытовая сеть. С такими ресурсами можно будет попытаться и
выпускать комплектующие для строящихся заводов по производству
иномарок в России. При этом рентабельность компонентного бизнеса в
разы выше, чем автосборочного, и доходит до 45%, напоминает
он.