У "дочек" "Связьинвеста" появились планы"Дальсвязь" заглянула на
семь лет вперед
Светлана Витковская
Межрегиональные компании (МРК) "Связьинвеста"
разрабатывают долгосрочные бизнес-планы, которые должны определить
их рыночные стратегии до 2010 г. "Ведомости" будут знакомить своих
читателей с этими планами по мере их одобрения советами директоров
МРК. Первая из семи статей посвящена "Дальсвязи": самая маленькая и
удаленная от центра компания "Связьинвеста" планирует за семь лет
увеличить свои доходы более чем втрое. Согласно бизнес-плану за
семь лет выручка "Дальсвязи" по российским стандартам бухучета
вырастет в 3,6 раза до 24,1 млрд руб. Доходы от услуг междугородной
связи вырастут в 3,78 раза до 9,1 млрд руб. , местной связи - в 3,2
раза до 7,86 млрд руб. , новых услуг - в 8 раз до 3,1 млрд руб.
Компания рассчитывает к 2010 г. ввести в эксплуатацию 2,25 млн
телефонных номеров из которых 846 000 пойдут на замену. Ее расходы
возрастут в 2,6 раза до 14,3 млрд руб. , а чистая прибыль
увеличится в 14,6 раза до 4,9 млрд руб. Аналитики радуются уже
тому, что МРК вообще строят какие-то планы. "Сам факт появления
бизнес-планов очень позитивен. До реорганизации компании жили с
ориентирами практически только в натуральном выражении", - говорит
начальник аналитического отдела компании "НИКойл" Константин
Чернышев. Однако по конкретному плану "Дальсвязи" мнения
наблюдателей расходятся. "Стратегия компании выглядит довольно
реалистичной. Из-за уникальности региона "Дальсвязь" не
сталкивается с мощной конкуренцией со стороны новых операторов
фиксированной связи. В то же время спрос на телефонные услуги в
регионе высокий", - говорит аналитик компании "Финам" Олег Шенкер.
А вот его коллеги считают планы "Дальсвязи" чересчур
оптимистичными. Так, бизнес-план предполагает среднегодовой рост
выручки примерно на 21%. "В
следующем году рост выручки может быть даже и больше, но в
последующие годы такой динамики не будет", - уверен аналитик
"Метрополя" Дмитрий Касьяненко. Кроме того, экспертов смущают
прогнозируемые компанией рост тарифов и увеличение объемов трафика.
По мнению директоров "Дальсвязи", междугородные тарифы будут
уменьшаться на 2,5% в год только до 2007 г. , а международные
тарифы вообще останутся на нынешнем уровне. "Заложены слишком
высокие темпы роста междугородного и международного трафика - на
22% в год", - говорит аналитик "Атона" Елена Роговина.
"Междугородные тарифы будут снижаться более драматично, а
международные тарифы, по нашем оценкам, будут снижаться до 10% в
год", - добавляет Чернышев. Аналитики отмечают, что в плане не
учтена каннибализация сотовыми операторами абонентов фиксированной
связи. "Дальсвязь" предполагает, что в 2010 г. на 100 жителей
региона будет приходиться 38 домашних телефонов. "Я ожидаю
ежегодного роста числа обычных телефонов на 9 - 10% в период до
2005 г. , но после этого он замедлится из-за оттока абонентов к
сотовым операторам. Это
происходит в последние годы в Восточной Европе, и я не вижу причин,
из-за которых в России должно быть по-другому", - поясняет
Касьяненко из "Метрополя". Потенциальных инвесторов должны
порадовать намерения "Дальсвязи" проводить крупные сокращения
персонала, добиваясь повышения эффективности. В 2004 - 2010 гг.
запланировано уменьшение средней численности работающих на 31% и
увеличение фонда зарплаты в 2,63 раза. Также аналитикам показались
вполне достижимыми планы по инвестициям. Объем инвестиций
"Дальсвязи" в основной капитал за семь лет составит 23,78 млрд руб.
, из них на развитие местной связи пойдет 19,45 млрд руб. При этом
доля собственных средств должна составить 58% - на эти цели
планируется направлять 74% чистой прибыли. "На фондовом рынке
потенциально доступную для компании сумму займов обычно оценивают в
10% от выручки. Если "Дальсвязь" сумеет заработать за этот период
107 млрд руб. , привлечение внешних заимствований на 10 млрд руб.
не будет большой проблемой", - говорит Олег Шенкер. Аналитиков
немного настораживает, что компания не хочет тратиться на развитие
новых услуг. "У "Дальсвязи" агрессивные планы по росту доходов от
новых услуг, и при этом инвестиции в новые услуги составляют лишь
8% от общего объема", - удивляется Роговина.