Новости
28  Декабря  2006
КУЛЬТУРА: Лев-отшельник

Павел Филонов и другие в проекте "Очевидец незримого"

Александр Панов

Выставка "Павел Филонов. Очевидец незримого", переехавшая в Музей личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина из Русского музея, где ее открытие в июле было приурочено к саммиту "большой восьмерки", уже значима как самая полная на сегодня ретроспектива самого оригинального и загадочного мастера русского авангарда. Тем более что предыдущая "персоналка" классика происходила еще в 1988 году, так что "старожилы" не припомнят, а молодые искусствоведы вообще толком не знают его работы, основной корпус которых томится в запасниках ГРМ, переданных туда по воле автора его сестрой. И тем более что выставку сопровождает 400-страничный академический каталог, в котором "альбомно-сувенирный" размах иллюстраций уравновешен исследовательскими статьями и новой атрибуцией многих вещей. Так что инициатива Русского музея, поддержанная компанией "Proactive PR" (генеральным партнером столичных гастролей стала еще группа компаний "Метрополь"), могла бы считаться лучшим проектом года в сфере истории искусства, если бы этой сферой и ограничилась. Но для пущего размаха к экспозиции подключились и дизайнеры, и музыканты, и ученые-технари, и даже представители contemporary art. Получился внушительный синтетический Gesamtkunstwerk - эффектный и пафосный в Петербурге, слегка скукоженный и лаконизированный в Москве, - за которым стала, однако, теряться фигура самого виновника торжества, Павла Николаевича Филонова. Аскета-отшельника, чуждого публичных коммерческих эффектов, углубленного в себя мыслителя, создавшего философию "аналитической живописи", художника-пророка, в самом деле готового если не переделать, то переосмыслить мир средствами искусства. В Петербурге сложнейшие картины-формулы Филонова, в которых реальность жестко и жестоко расщепляется до мельчайших кристаллов, с тем чтобы заново воскреснуть обновленной (художник предрекал грядущий "мировой расцвет" на руинах урбанистическо-буржуазной цивилизации и как бы иллюстрировал его в своих работах, к которым относился как к живым существам, развивающимся по органическим законам) - так вот эти картины-иконы, картины-лабиринты, картины-криптограммы на выставке в ГРМ вывесили в абсолютно темном зале, подсветив их так, что превратились они в яркие, таинственно мерцающие, но абсолютно декоративные витражи. Другим кураторским ноу-хау стал довесок к экспозиции в виде странного электронного инструмента, синтезатора АНС ("Александр Николаевич Скрябин"). Эту адскую машину инженер Евгений Мурзин придумал еще в 1938-м, и цель ее - конвертировать изображение в звук. Рисунок "сканируется", и в итоге конкретные сочетания черного и белого на листе бумаги "переплавляются" в монотонное ржавое скрежетанье. Так работы Филонова запели, но вряд ли сам Павел Николаевич, страшно далекий от коверкающего густую плоть жизни строгого техницизма, признал бы эти звуки аналогом своего "Пропевня о проросли мировой" (так называлась его книга 1915 года). Ну и наконец самый ударный момент выставки "Очевидец незримого" - hommage-проект "Монумент утопии" художника-концептуалиста Вадима Захарова. Он выстроил увеличенную до трех метров модель детской игрушки, фигурки льва, выкрашенной в синий цвет. Лев кланяется, крутится на шарнирах, то приседает, то кивает головой и при этом читает автобиографию Филонова. То есть это взгляд на художника-демиурга, на полного внутренней убежденности Автора, на профета эпохи модернизма из шутовского постмодернистского настоящего. Своего рода вызов современника своему символическому отцу, хоть и сделанный с достоинством и пиететом. Сейчас в Москву привезли и льва, только поставив его на улице прямо перед входом в Музей личных коллекций, и синтезатор АНС, старательно запрятав его на спиральный второй этаж над открытым атриумом. А залы автор нового дизайн-проекта Борис Мессерер затемнять не стал, и работы Филонова развешаны по-классически просто, без всяких модных экспериментов. Лишь в самом атриуме парят в воздухе в стальных рамах-каркасах двухметровые полуабстрактные холсты-панно "Формула периода 1904 по июль 1922" и "Формула весны и действующие силы". То есть в столице к творчеству Филонова отнеслись вроде бы с большим пиететом, желая предоставить его самому себе – насколько это возможно в рамках концептуального питерского проекта. Но вот только теперь получилось слишком скучно. Да и тесно Филонову в новом здании МЛК, не предназначенном, как оказалось, для гала-экспозиций. Неуютно ему ни в кафельно-золоченых интерьерах Атриума, ни в крошечных залах, предназначенных, скорее, для графики. И планировалась выставка прежде в главном корпусе ГМИИ, но торжественный Белый зал отдан под любимую игрушку директора и столичной интеллигенции - Декабрьские вечера". А в этом протокольном мероприятии Филонов, духовный революционер, по-своему понявший и принявший события 1917 года, в самом деле неуместен. Так что, пожалуй, событием в истории искусства и музейного дела проект "Очевидец незримого" не стал, как стало ясно с началом его московской "сессии". Но за размах, амбициозность и фантазию Русскому музею надо все-таки сказать "спасибо"!

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.