Грузооборот петербургского порта вырос на
14%
Надежда Зайцева, Анатолий Темкин
После прошлогоднего снижения грузооборота
петербургского порта на 5,6% стивидоры вновь начали наращивать
объемы. За счет роста перевалки угля, зерна и контейнеров
грузооборот порта вырос за первое полугодие на 14%. При этом объемы
обработки металлов и леса снижаются. Неэкологичные и дешевые в
обработке грузы будут постепенно вытесняться контейнерами, считают
участники рынка.
За первое полугодие 2007 г. грузооборот
стивидоров порта вырос на 14% до 28,3 млн т по сравнению
с тем же периодом прошлого года, говорится в материалах
администрации Морского порта Санкт-Петербург. Самый большой рост
пришелся на перевалку угля и кокса — на причалах порта за
полгода было перевалено около 1,2 млн этих грузов, в три раза
больше, чем в прошлом году. Вдвое выросла перевалка зерна — до
295 000 т. Высокими темпами растет перевалка
контейнеров — их обработка выросла на 28% до
822 000 TEU. При этом снизилась на 10% погрузка леса
(до 1,3 млн т), на 4% — черных металлов (2,3 млн т),
на 7% — цветных металлов (732 000 т) и
металлолома — на 9% (1,3 млн т), сообщает
администрация порта.
Увеличение объемов перевалки зерна связано с
ростом его экспорта, говорит директор по внешним и внутренним
связям Морпорта СПб Дмитрий Бауков. При этом перевалка леса резко
сокращается по всей стране с тех пор, как правительство решило
ввести заградительные пошлины на экспорт круглого леса, отмечает
он. В начале года правительство решило плавно увеличить ставки к
январю 2009 г. до 80%, но не менее чем 50 евро с
1 куб. м.
В первом полугодии вырубка леса на Северо-Западе
в целом снизилась примерно на 10%, подтверждает работающий в
Ленинградской области иностранный лесопромышленник, попросивший об
анонимности. Он утверждает, что в этом виновата теплая зима, из-за
которой доступ к участкам был затруднен. Собеседник “Ведомостей”
полагает, что постепенное повышение экспортных ставок на круглый
лес вряд ли будет способствовать росту его экспорта и стивидорам
придется перепрофилировать свои причалы.
На показателях Морского порта Санкт-Петербург,
который контролируется близкими к Новолипецкому металлургическому
комбинату (НЛМК) компаниями, могло сказаться приобретение НЛМК в
прошлом году “Алтай-кокса”. Аналитик “Энергокапитала” Иван
Завадский полагает, что НЛМК может экспортировать через
петербургский порт излишки перерабатываемого на “Алтайкоксе”
угля.
Рост объемов перевалки угля связан с
увеличением его поставок в Европу, отмечает аналитик “Метрополя”
Денис Нуштаев. “Цены на уголь в мире растут, поставки на экспорт
российскими производителями стали более доходными”, — считает
эксперт. Добыча угля в стране растет, а потребление —
нет, объясняет рост экспорта аналитик “Тройки диалог” Сергей
Донской.
Сотрудник стивидорной компании, работающей на
территории порта, отмечает, что постепенно сокращается перевалка
всех неконтейнеризированных грузов. Контейнеры постепенно вытесняют
неэкологичные и тяжелые грузы, которые переваливать менее выгодно.
По его оценке, на каждой тонне навалочных и насыпных грузов
стивидор зарабатывает около $5, тогда как за перевалку одной тонны
контейнеров получает до $20.