Минпромторг собирается серьезно ограничить в
России количество зарубежной дорожной техники. Сейчас госзаказчикам
запрещено покупать иностранные бульдозеры, катки и уборочные
машины. Новый запрет касается уже их использования. Чиновники
считают, что такая мера стимулирует иностранцев развивать
производство в России. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел
Анисимов продолжит тему.
Минпромторг настаивает, чтобы через 2 года
каждый десятый экскаватор или грузовик в парке господрядчиков был
отечественной сборки. Ограничения также коснутся автобусов и
уборочной спецтехники. А к 2021 году у компаний, которые претендуют
на госзаказ, как минимум половина оборудования должна быть собрана
в границах Таможенного союза. Последнее условие
выполнить сложно, отмечает отраслевой аналитик ИФК "Метрополь"
Андрей Рожков. Пока ни одна зарубежная компания не выполняет
российских требований по локализации:
"Если локализация будет запаздывать,
не исключаю, что через несколько лет Минпромторг может
скорректировать требования и понизит уровень локализации для
иностранных производителей строительной техники, а также может
опустить порог российской техники для строительных
компаний".
Импортозамещение в строительстве и коммуналке
ускорять можно и нужно, соглашается с чиновниками заместитель
главного редактора журнала "За рулём" Вячеслав Субботин. У нас
достаточно производственных мощностей, и часть из них сейчас
простаивает. При этом по качеству и цене российская техника может
составить конкуренцию зарубежным аналогам:
"Всё, что пришло сюда импортного, было во
времена, когда производство только налаживалось, то есть опыта не
было. Сегодня набрались, и примеров тому масса. Возьмите "Группу
ГАЗ", компанию Terex, Уралвагонзавод - они выпускают технику,
которая ничем не уступает импортной. Наша техника будет где-то
процентов на 30 дешевле. Это связано с рабочей силой, логистикой, с
энергозатратами. Стоимость владения всей этой техникой тоже будет
процентов на 30 меньше".
Инициатива Минпромторга обеспечит заказами и
белорусских производителей спецтехники, полагают эксперты. В первую
очередь это МАЗ, а также популярный у коммунальщиков Минский
тракторный завод. Российским предприятиям на освоение нового
производства нужны госсубсидии и кредиты по низким ставкам. Без
этого трудно представить развитие машиностроительной отрасли,
говорит главный редактор журнала "Строительные дорожные машины"
Валерий Оскерко:
"Надо осуществлять комплексное воздействие для
реанимирования отечественного машиностроения и начать
финансирование отечественной науки, чтобы разрабатывать
специализированные технические средства высокого
научно-технического уровня, конкурентоспособные и ничем не
уступающие лучшим иностранным аналогам. Такая возможность пока ещё
есть".
Директор Института экономики транспорта и
транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин против того, чтобы
вынуждать строительные компании переходить на российскую технику.
Есть большие и сложные проекты, с которыми российское оборудование
не справится. Например, строительство трассы "Дон" и Центральной
кольцевой автодороги:
"При нынешней курсовой ситуации и дорогом евро
обращение к дорожно-строительной технике иностранных производителей
- не от хорошей жизни. Просто нет аналогов. Если есть аналоги, то
они гораздо хуже по производительности и всем прочим показателям.
То есть сейчас процесс импортозамещения идёт рыночным путём".
Некоторые эксперты указывают на противоречие
предложений Минпромторга и закона о конкуренции. Получится, что
компании, закупившие иностранную технику до введения ограничений,
фактически потеряют возможность участвовать в тендерах на
госзакупки.
http://radiovesti.ru/article/show/article_id/177119