Автомобильный рынок России остановился
Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия обязалась
снизить импортные пошлины на ввозимые легковые автомобили с 30 до
25%. Что и произошло 23 августа (на этом среднем уровне пошлины
сохранятся еще три года, после чего их начнут постепенно снижать –
на 2,5% ежегодно до 15%). А еще через неделю в стране был введен
утилизационный налог, который снижение пошлин фактически
компенсировал.
В итоге, отмечают эксперты автомобильного рынка, цены на нем не
только не снизились, но даже повысились. А рост продаж новых
автомобилей к концу года практически остановился. Если в феврале,
по данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), он
превышал прошлогодний уровень на 24%, то в ноябре – лишь на
0,4%.
ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС
В кризисном 2009 году авторынок России просто рухнул: объемы продаж
легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 49%. В
2010-м, поддержанный государственными программами утилизации старых
авто и льготного кредитования, он вырос на 30%, а в 2011 году – на
39%.
Теперь эти темпы замедлились сразу втрое: за 11 месяцев 2012
года, по данным АЕБ, объемы продаж увеличились всего на 12%.
Произошло некое насыщение рынка, отмечает аналитик банка “ВТБ
Капитал” Владимир Беспалов. Тот “отложенный” спрос в России на
легковые автомобили, который сформировался во время кризиса, в
течение последних двух с половиной лет был реализован. Поэтому в
ближайшие месяцы рост этого рынка, видимо, останется
минимальным.
К фактору насыщения добавилось ужесточение банками условий
автокредитования. Ставки по кредитам на покупку автомобилей выросли
с начала года на 1–3 процентных пункта – примерно до 16% годовых и
выше, снизив их доступность для некоторых категорий заемщиков,
продолжает Беспалов. Одновременно повысились ставки по вкладам в
банках, что, наоборот, сделало их более привлекательными. “В таких
условиях многие потенциальные покупатели автомобилей предпочли
воздержаться пока от крупных трат, сохраняя накопления на ставших
более прибыльными депозитах”.
Стагнации продаж новых автомобилей в октябре и ноябре
способствовал и фактор снижения потребительской уверенности в
России, добавляет аналитик инвестиционной компании “Метрополь”
Андрей Рожков. Индекс такой уверенности, который отражает
совокупные потребительские ожидания населения, после некоторого
роста в первом полугодии и падения в третьем квартале в октябре и
ноябре снизился вновь. “Совпадение этого процесса с ужесточением
условий автокредитования замедлило рост продаж еще
больше”.
СПРОС И КРЕДИТЫ
Рост объемов кредитования покупки автомобилей в России также резко
замедлился. В 2011 году, по экспертным оценкам, он составил 65–70%.
За 10 месяцев года нынешнего, по данным исследовательской и
консалтинговой компании Frank Research, этот рост составил лишь
16%. И ожидать расширения автокредитования в конце года не
приходится, приводит мнение экспертов лидера этого рынка –
Сбербанка – агентство “Интерфакс”. Оно ссылается и на оценки банка
"ВТБ 24", согласно которым ежемесячные темпы роста объемов
автокредитования в России в период с сентября по ноябрь замедлились
почти на четверть: с 2,8% во втором квартале года до 2,2%.
Динамика автокредитования во многом определяет и динамику продаж
автомобилей, говорит Андрей Рожков. “В прошлом году в кредит было
куплено примерно 35% всех новых автомобилей в России, а в нынешнем
– около 40%. Этот рост и стимулировал продажи автомобилей”.
Владимир Беспалов приводит свои оценки: на покупки в кредит в
прошлом году пришлось 43% автомобильного рынка, но в 2012 году эта
доля сократилась примерно до 36% и продолжает сокращаться. “На мой
взгляд, общая динамика рынка определила объемы
автокредитования”.
Автокредиты – главный двигатель автомобильного рынка, поэтому,
скорее, продажи следуют за кредитами, уверен инвестиционный
директор компании SI Capital Partners Иван Бончев. Однако в секторе
автомобильного кредитования появляется все больше самих
автопроизводителей. “Они либо создают собственные банки, либо
договариваются о партнерстве с крупнейшими в России розничными
банками. Усиление конкуренции в этом секторе невольно смягчает
эффект ужесточения условий кредитования для заемщиков”.
Тем не менее, стоило банкам ужесточить требования по своим
кредитам, как рост продаж легковых автомобилей в России тут же
застопорился, отмечает аналитик инвестиционной компании “Тройка
Диалог” Михаил Ганелин. Более того, к началу зимы наметился и
месячный спад. “Еще в июле-сентябре в стране стабильно продавалось
по 250-260 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей
ежемесячно, а в ноябре – лишь 240 тысяч. То есть сразу на 5,5%
меньше, чем в октябре”.
Комитет автопроизводителей АЕБ прогнозирует, что по итогам года
продажи в России этих категорий автомобилей составят не менее 2,9
млн машин. Это на 11,5% больше, чем в 2011 году.
http://www.svoboda.org/content/article/24808370.html