Григорий Васюков
Минтранс рассматривает проект развития
калужского аэропорта Ермолино с целью использования его для
разгрузки Московского авиаузла. В будущем аналогичные объекты
помогут возродить утраченный на рынке РФ сегмент бюджетных
перевозок.
В России может начаться развитие сегмента
небольших аэропортов, расположенных в областных центрах для нужд
бюджетных (лоу-кост) перевозчиков. Таковы, среди прочего,
результаты рабочего визита министра транспорта РФ Игоря Левитина в
Калужскую область.
Глава Минтранса и губернатор Калужской области
Анатолий Артамонов, обсудив перспективы транспортно-логистического
комплекса области, сделали вывод, что регион может показать
положительный пример развития некрупных региональных аэропортов,
способных принимать в том числе международные рейсы.
"Регулярные пассажирские и грузовые
авиаперевозки на базе авиакомплекса Грабцево, а также расширение
использования аэродрома Ермолино позволит привлечь иностранных
перевозчиков и даст толчок к формированию новых авиакомпаний в
нашей стране", - говорится в сообщении пресс-службы Калужской
администрации.
Решение - на поверхности
Аэропорт Ермолино располагается в 61 км от
московского Внуково, он способен принимать почти все типы
отечественных самолетов. Перспективы авиаузла самые понятные - в
Калужской области располагается множество производств западных
компаний (Volkswagen, Mitsubishi, Volvo, Peugeot, Samsung, Nestle и
проч.), что делает проблему качественного авиасообщения одной из
центральных в транспортном секторе региона.
Кроме того, аэропорт мог бы принимать
перевозчиков сегмента лоу-кост, летающих в российскую столицу, за
счет невысоких тарифов по сравнению с крупными аэропортами
Московского авиаузла.
"Это решение назревает. Московский
авиаузел очень дорог для авиакомпаний. Чем больше будет таких
аэропортов вблизи от крупных городов, тем быстрее в Россию вернется
лоу-кост. Появись такие точки раньше, "Авианова" и SkyExpress,
может быть, и не исчезли бы", - говорит старший аналитик ИФК
"Метрополь" Андрей Рожков.
Напомним, что в прошлом году рынок авиаперевозок
в России покинули два оператора в сегменте
перевозчиков-дискаунтеров - Sky Express и "Авианова". Первая
слилась с авиалиниями "Кубани", "Авианова" же из-за долгов перед
лизинговыми компаниями просто прекратила свою деятельность.
Интересно, но невыгодно
Интерес к этому сегменту
присутствует, потребность - тоже. Появление региональных аэропортов
в ближайшие годы даст стимул возвращению бюджетных перевозчиков на
рынок, убеждены эксперты. Андрей Рожков уточняет, что речь может
идти не столько о лоу-кост игроках в чистом виде, - скорей, о
крупных перевозчиках, которые будут готовы "предоставлять
существенный дисконт".
Пока же приход лоу-костеров в России лишен
смысла: это низкомаржинальный бизнес, условий для появлений новых
игроков ни с инфраструктурной, ни с законодательной точки зрения
нет, крупным же игрокам, делящим рынок между собой, идти в низкий
ценовой сегмент также нет смысла.
Отметим, ранее "Аэрофлот" говорил о планах
создания дочерней авиакомпании, которая будет работать по принципу
дискаунтера, однако до сих пор этот проект не реализован.
В "Трансаэро" Firstnews также сообщили, что на
данном этапе не планируют развивать это направление. Комментировать
такую возможность при создании соответствующих условий в стране
представитель "Трансаэро" отказался.
Украинцы впереди
Крупнейший европейский low-cost авиаперевозчик, ирландская Ryanair,
может начать полеты на Украину. Первые рейсы во Львов и Донецк
ожидаются в мае 2012 года, Ryanair свяжет города с Великобританией
и Францией.
Минтранс Украины называл привлечение лоукостеров одним из
приоритетных направлений развития рынка перевозок.
ВТО и аэропорты ничего не меняют
Между тем, в результате вступления России в ВТО
импортные пошлины на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты
могут значительно снизиться. Это, теоретически, должно
стимулировать появление дискаунтеров.
Однако, по мнению главного редактора портала
Avia.ru Романа Гусарова, для воссоздания и развития рынка бюджетных
перевозок одних аэропортов и выгодных условий покупки новых
самолетов явно недостаточно. Нужно менять сами правила работы
индустрии.
"Например, лоу-костер мог бы экономить за счет
организации заправки своих самолетов собственными силами. Но это
запрещено законом. Таких примеров масса. Разговоры о снижении
пошлин на импортную авиатехнику, которые как-то повлияют на наш
рынок - пустой звук. Закупать импортной авиатехники больше, чем мы
это делаем сейчас, просто невозможно", - говорит эксперт.
В свете всего вышеперечисленного появление
лоу-коста в РФ откладывается до лучших времен, лет на десять как
минимум, подытоживает Роман Гусаров.
За это время при благоприятном сценарии развития
событий, возможно, появится сеть действительно качественных
региональных и пригородных аэропортов, будут внесены
соответствующие поправки в законы.
Пока же не все благополучно обстоит с
обновлением уже существующих крупных терминалов. Это дорогое
удовольствие, только строительство взлетно-посадочной полосы
обойдется в $1 млрд. Даже в Москве три ведущих аэропорта увеличили
количество полос только в прошлом году.
Бизнес гнет авиалинию в регионах
Эксперты, рассуждая о перспективах, закладывают
на полноценное развитие рынка не менее полувека.
"Это вопрос 40-50 лет. На рынке топливного обеспечения -
монопольные цены, и те, кто их ставит, не думают ни о каких
скидках, - говорит Роман Гусаров.
Плюс россияне в принципе неактивно пользуются
услугами авиации - "по самым оптимистичным подсчетам летает 15%
населения, продолжает главный редактор Avia.ru. Нужен ли России
лоу-кост вообще, если "из Петербурга можно поехать в Финляндию и
улететь Ryanair куда угодно", заключает эксперт.
В перспективе Санкт-Петербург, Новосибирск,
Казань, другие города-миллионники имеют возможности развития
подобных объектов, хорошим примером в этом направлении является
екатеринбургский аэропорт Кольцово (холдинг "Ренова" Виктора
Вексельберга).
В ближайшем будущем в бизнес-группу Вексельберга
войдет также аэропорт Нижнего Новгорода - Стригино, прорабатывается
возможность участия ГК "Ренова" в управлении и модернизации
аэропортов Ростова-на-Дону, Самары, Волгограда, Новосибирска.
В Стригино планируется вложить около 2,7 млрд
рублей.
http://www.firstnews.ru/news/business/byudzhetnoe-aviasoobshchenie-nachnetsya-s-regionov/