Тимофей Дзядко, Вера Преловская, Анатолий
Темкин
«Аэрофлот» может приобрести 75% плюс
одна акция «Трансаэро» за символическую цену — 1 руб., сообщают
источники в правительстве. Факт сделки официально подтвердили обе
авиакомпании
Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот»
подтвердил, что планирует приобрести 75% плюс одна акция
«Трансаэро». «Деятельность «Трансаэро» будет полностью
реструктурирована и интегрирована в группу «Аэрофлот», — сообщил
представитель «Аэрофлота», передает РИА Новости.
Сделка проводится «в интересах дальнейшего
развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире
авиатранспортных групп», говорится в сообщении «Трансаэро».
«Акционеры «Трансаэро» рассчитывают, что данная мера будет
способствовать интересам пассажиров, работников и партнеров
авиапредприятия», — подчеркивается в нем.
По данным Интерфакса, сделка будет
символической: «Аэрофлот» купит конкурента за 1 руб. Это подтвердил
РБК источник в Минтрансе.
После появления сообщений о готовящейся сделке
акции «Трансаэро» на Московской бирже подскочили в цене на 40%, а
«Аэрофлота» — упали на 5%.
О том, что авиакомпания «Аэрофлот» собирается
приобрести авиакомпанию «Трансаэро», сообщили сразу нескольким
российским СМИ источники в правительстве и близкие к «Аэрофлоту».
Решение было принято во вторник на совещании под руководством
первого вице-премьера Игоря Шувалова, рассказал источник РБК,
знакомый с его итогами. Это подтвердила пресс-служба «Трансаэро».
После совещания было дано поручение в ближайшее время провести
совет директоров «Аэрофлота», на котором будет принято решение о
покупке 75% плюс одна акция «Трансаэро», пояснил собеседник
РБК.
Совет директоров «Аэрофлота» в четверг
рассмотрит вопрос о возможности санации «Трансаэро», передает РИА
Новости.
По словам собеседника РБК в правительстве,
решение о продаже 75% «Трансаэро» было принято в связи с тяжелым
состоянием авиакомпании. Шувалов дал поручение «Аэрофлоту»
выполнить все обязательства перед пассажирами «Трансаэро» (каждый
купленный билет должен быть обеспечен) и все социальные
обязательства перед сотрудниками авиакомпании. «Не должно быть
никаких резких движений», — сказал он. За этим должно следить
Министерство труда и социальной защиты. А ФАС должна мониторить
ситуацию (переход «Трансаэро» под контроль «Аэрофлота») на предмет
соблюдения антимонопольного законодательства, добавил собеседник
РБК, знакомый с итогами совещания у Шувалова.
Представитель ФАС сказал РБК, что ходатайство о
приобретении «Трансаэро» пока не поступало. Подобная сделка
потребует детального рассмотрения, и в случае одобрения, скорее
всего, будут выставлены поведенческие условия, добавил он.
Финансовые проблемы «Трансаэро», второго по
пассажиропотоку перевозчика России, обсуждаются на рынке и в
правительстве с прошлого года. В сентябре 2014-го руководство
авиакомпании обратилось в Минтранс за поддержкой. Перевозчик просил
предоставить госгарантию по кредитам. Общий долг компании перед
финансовыми организациями — 66,9 млрд руб., говорится в отчете
«Трансаэро» по РСБУ за второе полугодие 2014 года. Крупнейшими
кредиторами авиакомпании являются ВТБ и Сбербанк.
В августе этого года сообщалось, что Сбербанк
продлил «Трансаэро» ковенантные каникулы до 1 октября 2015 года по
кредитным соглашениям с банком. Представитель ВТБ тогда же заявил
РБК, что в настоящий момент в финальной стадии находится подготовка
обновленной финансовой модели «Трансаэро». Отмечалось, что банки
готовы ждать, когда новая бизнес-модель «Трансаэро» («премиальный
дискаунтер», подразумевающий в том числе увеличение ценовой
доступности авиаперевозок) заработает в полную силу.
Цена сделки будет символическая, так
как к «Аэрофлоту» перейдут огромные долги «Трансаэро», считает
аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Эти долги, скорее всего,
будут реструктурированы банками под госгарантии. Правильнее было бы
признать «Трансаэро», не справившуюся с долгами, банкротом, считает
Рожков. Но, видимо, на более высоком уровне было решено не
поступать так с банками, которые в этом случае остались бы без
своих денег, говорит он. В преддверии низкого сезона «Аэрофлот»,
безусловно, постарается частично распродать парк самолетов
«Трансаэро», но за короткое время это будет сделать сложно, поэтому
авиакомпании придется увеличивать количество направлений и частоту
рейсов, считает эксперт.
В результате сделки появится авиакомпания,
которая займет ровно половину российского авиарынка. В 2014 году
«Аэрофлот» перевез 34,7 млн человек, а «Трансаэро» — 13,198 млн. В
прошлом году услугами авиакомпаний в России воспользовались 93 млн
человек.
http://top.rbc.ru/business/01/09/2015/55e5a9729a79473b3239d0ac