Железнодорожники выбрали жизнь взаймы
Арон Цыпин
ОАО «Российские железные дороги» намерены уже
летом выпустить облигационный займ. По мнению руководства компании,
эти бумаги окажутся не менее привлекательными, чем у «Газпрома» или
РАО «ЕЭС». Но конкурировать железнодорожники собираются не с ними,
а с «Транснефтью». ОАО «Российские железные дороги» (РЖД)
рассчитывает получить международный кредитный рейтинг BB. «В лучшем
случае «РЖД» получит международный кредитный рейтинг в июне 2004
года, а в худшем – в мае – июне 2005 года», — заявил во вторник
вице-президент Федор Андреев. По его словам, такой рейтинг в России
есть сейчас только у ОАО «Транснефть». Рейтинги ОАО «Газпром» и РАО
«ЕЭС России» ниже. «В случае присвоения ВВ, «РЖД» сможет получать
кредиты с 7%-ми ставками», – сообщил Андреев. По словам
представителей пресс-службы, Андреев имел в виду не банковские
кредиты, а размещение облигаций. По его мнению, если даже
госкомпании присвоят более низкий рейтинг, процентная ставка
составит 7,75%. В пресс-службе компании «Газете.Ru» сообщили, что
рублевый облигационный займ, который планируется разместить летом
текущего года, позволит компании привлечь 9 – 12 млрд. руб. Второй
займ – валютный, должен принести РЖД от $0,5 до 1 млрд в следующем
году. Аналитики оценивают перспективы «железнодорожных» бумаг
по-разному. Начальник аналитического отдела компании
«Интерфинтрейд» Халиль Шехмаметьев оценивая перспективы займа
сравнил доходность по другим ценным бумагам: при доходности ГКО 4%,
а «Газпрома» и РАО «ЕЭС» – порядка 6%, у компаний в новых секторах
экономики, производящих внешние заимствования доходность около 8%.
По структуре бизнеса ОАО «РЖД» находится между второй и третьей
группой, что делает ее бумаги хорошим средством для иностранных
инвесторов, переводящих долларовые средства в рублевые. Таким
образом, эксперт согласен с оценками доходности, озвученными
Андреевым. В то же время, Шехмаметьев сомневается, что компании
удастся завершить подготовку займа до лета, а сентябрь, по его
мнению, может оказаться неудачным временем для размещения. Аналитик
банка «Зенит» Анастасия Шамина считает, что возрастание системных
рисков в сентябре может оказаться макисмальным в связи с
предстоящими президентскими выборами в США и иными факторами
международной нестабильности. Шамина не исключает, что из-за этого
ставка займа – при размещении его в сентябре, может оказаться и
выше. Борис Гинзбург из ИК «Никойл» считает, что трудно
прогнозировать судьбу ценных бумаг компании, которая совершенно
непрозрачна для инвесторов. Известны лишь показатели прибыли – за
прошлый год и первый квартал текущего, в то время как объемы и
структура активов и обязательств «РЖД», структура денежных потоков
являются закрытыми. Аналитик согласен, что по известным параметрам
компания действительно сопоставима с «Газпромом» и РАО. Между тем,
сравнение «РЖД» с «Транснефтью» он находит не вполне корректным,
хотя бы потому, что оператор трубопроводной системы отказался в
этом году от размещения уже подготовленного займа на 12 млрд.
рублей под предлогом, что компании не нужны заемные средства. А РЖД
планирует осуществить свою инвестпрограмму именно за счет заемных
денег. Анастасия Шамина согласна с тем, что со стороны руководства
«РЖД» некорректно сравнивать себя с «Транснефтью»: у трубников
абсолютно прозрачный и эффективный бизнес. Статус госкомпании не
делает компанию автоматически привлекательной для инвесторов.
«Возьмите «Роснефть», – говорит аналитик, – тоже компания со
100%-ным госучастием. Рейтинг ее, как заемщика ниже, чем у частных
нефтяных компаний, и несопопоставим с «Газпромом». Главный аналитик ИФК «Метрополь»
Андрей Беспалов уверен, что у облигаций ОАО «РЖД» безусловно есть
перспективы, хотя бумаги будут менее привлекательными, чем у
«Газпрома», у которого есть валютная выручка и в развитии которого
иностранные инвесторы заинтересованы. По мнению аналитика:
«Прозрачность сейчас на российском рынке не является главным
показателем – у «Газпрома», прозрачность тоже отсутствует, что
никак не отражается на перспективах внешних заимствований».