Арбитражный суд Нижегородской области готов
утвердить мировое соглашение между бразильской компанией Marcopolo
и ООО «Русские автобусы Марко», созданным как совместное
предприятие между бразильской стороной и «Группой ГАЗ». СП
проработало всего около двух лет и распалось. Теперь Marcopolo
требует с российской стороны возврата через суд $16 млн.
Совместное предприятие между Marcopolo и ООО
«Центральный торговый дом «Русские автобусы» (входит в «Группу
ГАЗ») по выпуску автобусов на двух производственных площадках — на
ГолАЗе в Московской области и на ПАЗе в Нижегородской области
(входят в «Группу ГАЗ») — начало работу в 2007 году. Ранее
говорилось, что «Группа ГАЗ» и Marcopolo инвестировали около 300
млн рублей в СП. Средства были вложены в подготовку производства,
приобретение и установку оборудования на площадках ПАЗа и ГолАЗа. В
пресс-службе «Группы ГАЗ» напомнили, что СП было закрыто в
2008–2009 годах из‑за наступившего тогда финансового кризиса. Всего
на СП было выпущено около 800 автобусов.
Между тем, по данным Единого государственного
реестра юридических лиц, ООО «Русские автобусы Марко» было
зарегистрировано в июле 2006 года и действует до сегодняшнего дня,
а последние изменения о юридическом лице в ЕГРЮЛ внесены в январе
2011 года, отметил управляющий партнер нижегородской юридической
компании «Маслов и партнеры» Александр Маслов.
В итоге компания Marcopolo подала иск в
Арбитражный суд Нижегородской области на ООО «Русские автобусы
Марко» о взыскании с него $16,17 млн. На первом судебном заседании
стороны заявили о заключении мирового соглашения, пояснив, что долг
возник из договоров поставок, оказания услуг, договоров займа
(всего 78 контрактов). Суд отложил заседание до 13 сентября для
предоставления договоров и изучения проекта мирового соглашения.
Представители Marcopolo, «Группы ГАЗ» и «Русских автобусов Марко»
отказались от комментариев.
По мнению Александра Маслова, в случае
разбирательства Marcopolo и «Русских автобусов Марко» основанием
для обращения в суд послужила, скорее всего, сложившаяся
«тупиковая» ситуация в переговорах между сторонами и возможный
интерес кредитора закрепить договоренности между сторонами в
судебном порядке. При этом сам процесс переговоров мог длиться
несколько лет. «Мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом,
более надежно, чем просто письменное соглашение о рассрочке: в
случае нарушения обязательств мирового соглашения судом может быть
выдан исполнительный лист, который направляется в службу судебных
приставов либо в банк должника для принудительного исполнения», —
поясняет эксперт.
Директор AG Capital Александр Агибалов говорит,
что долг ООО «Русские автобусы Марко» перед Marcopolo мог
возникнуть по многим причинам. Он полагает, что, скорее всего, в
этом СП «Группа ГАЗ» вложила деньги в организацию, а Marcopolo
предоставила комплектующие, за что и требует сейчас оплату. Стороны
наверняка вели переговоры о погашении долга, но никак не могли
договориться, а подача иска в суд способствовала заключению
мирового соглашения.
Аналитик по автомобилестроению ИФК
«Метрополь» Андрей Рожков добавил, что у «Группы ГАЗ» была сложная
финансовая ситуация из‑за кризиса, и компания рассчитывалась с
более крупными долгами, не занимаясь «мелкими». Напомним, в конце
2011 года Правительство РФ выдало автоконцерну субсидию в размере
свыше 4 млрд руб. на компенсацию 90% ставки по синдицированному
кредиту. В марте 2010 года группа получила синдицированный кредит
от 22 российских и зарубежных банков в размере 39,3 млрд руб. с
целью рефинансирования своего кредитного
портфеля.
Впрочем, это не первый «несложившийся»
автомобильный проект в Нижегородском регионе. Проект автомобиля
Volga Siber «Группы ГАЗ», запущенный в марте 2008 года, в итоге
также свернулся. Производство автомобиля было прекращено 31 октября
2010 года из‑за слишком низкого спроса и убыточности производства
данной модели.
Не заработало в Нижегородской области и СП Iveco
и промышленной группы «Самотлор-НН», созданное в 2007 году. СП
«Савеко» должно было собирать в Семеновском районе автобусы и
коммерческий транспорт Iveco Daily. Однако в 2009 году было
заявлено о «заморозке» проекта. Позже на «Самотлор-НН» было введено
конкурсное производство, которое в январе 2012 года арбитражный суд
завершил и вынес решение о ликвидации предприятия.
Не сложился в регионе и совместный проект
украинских автопроизводителей «Богдан» и Запорожского
автомобилестроительного завода по строительству автозавода в
Борском районе, начатый в декабре 2006 года. Здесь планировалось
выпускать легковые автомобили, автобусы, автобусные шасси и
дизельные двигатели. Однако в 2008 году проект был заморожен на
неопределенный срок.
Андрей Рожков отмечает, что кризис
2008 года особенно жестко отразился на автопроме: падение продаж
автомобилей в России в 2009 году составило почти 50% по сравнению с
2008 годом. В таких условиях было достаточно сложно удержаться «на
плаву», поэтому неудивительно, что ряд автомобильных проектов «не
сложился».
http://birzha.ru/newspapers/birzha/ekonomika/5716/