Немцы заведут "Волги"
Артур Саруханов
Представители Горьковского автомобильного завода
(ГАЗ) нашли альтернативного поставщика двигателей для "Волг".
Соглашение с американо-германским концерном DaimlerChrysler
предполагает ежегодные поставки до 150 тысяч моторов в течение пяти
лет. Каникулы на автозаводе затянулись после того, как
"Северсталь-Авто", владеющая основным поставщиком двигателей для
ГАЗа - Заволжским моторным заводом (ЗМЗ), повысила их стоимость на
24%. Если компромисс между российскими предприятиями не будет
найден, ЗМЗ остается рассчитывать лишь на любителей дешевых
модификаций "Волг", считают эксперты. Повышение на 24% цен на
двигатели Заволжского моторного завода, входящего в структуру
"Северсталь-Авто", парализовало работу Горьковского автозавода.
Новые цены могут привести к повышению отпускных цен на "Волги" на
10% (в январе автозавод уже повысил стоимость машин на 5%), или на
16 тысяч рублей. При этом стоимость ГАЗ-31105 в базовой
комплектации превысит психологически важную отметку в 8 тысяч
долларов. Достичь компромисса двум заводам за три недели января не
удалось. В ответ на повышение цен на моторы ГАЗ - монополист в
области поставок литых заготовок для ЗМЗ - остановил встречные
поставки литья. Это привело к простою основного конвейера
Заволжcкого завода. А легковой конвейер ГАЗа, проработав после
новогодних праздников лишь один день на складских запасах
двигателей, также остановился. 14 тысяч "Волг", производство
которых было запланировано на январь, выпущены не будут. Конфликт с
ЗМЗ заставил руководство автозавода искать альтернативных
поставщиков. По словам пресс-секретаря ГАЗа Сергея Лугового, завод
намерен в кратчайшие сроки подписать с американо-германским
DaimlerChrysler контракт на ежегодную поставку до 150 тысяч
двигателей в течение пяти лет. Стоимость немецких моторов (на
первом этапе ежемесячно будет поставляться не менее 1 тысячи)
составит около 1,8 тысячи долларов, что на 200--300 долларов дороже
двигателей производства ЗМЗ (с учетом 24% подорожания). При этом
объем двигателя от DaimlerChrysler в 2,4 литра (против 2,3 литра
ЗМЗ-406) делает его более мощным - 150 л.с. вместо 130 л.с. в
случае с заволжским двигателем. Моторы от DaimlerChrysler поступят
на ГАЗ уже в феврале, и к концу следующего месяца ими будут
укомплектованы первые "Волги". Между тем, отмечает аналитик ИК
"Метрополь" Денис Нуштаев, на отношениях между ГАЗом и ЗМЗ рано
ставить крест. Моторный завод был основным поставщиком
нижегородского предприятия - рано или поздно они договорятся.
По словам Сергея Лугового, сейчас переговоры ведутся между
гендиректорами предприятий, а в конце прошлой недели представители
"Северсталь-Авто" объявили о возможности повышения цен лишь на 14%.
Все же на обоих предприятиях отдают себе отчет в том, что их пути
расходятся. Первым шагом стало сотрудничество нижегородского
автозавода с DaimlerChrysler. По словам же источника Газеты в
"Северсталь-Авто", ЗМЗ изучает возможности поставок своей продукции
китайским и иранским автопроизводителям. При этом из 270 тысяч
двигателей, выпущенных в прошлом году на Заволжском заводе, 213
тысяч отправились на ГАЗ. По
мнению Дениса Нуштаева, автозавод уже в следующем году постарается
значительную часть двигателей закупать у альтернативных
поставщиков. Начальник аналитического отдела ИК "Проспект"
Наталья Одинцова полагает, что "моторами от ЗМЗ будут оснащаться
лишь менее продвинутые модели "Волг", покупателям которых важен
ценовой фактор".