Летающий странник
Российский инженер сделал то, что не смог
Альфред Нобель
Борис ПРИМОЧКИН
Валентин Ефремов недавно представлен к ордену
Мужества. Основания весомые: впервые в истории планеты Северный
полюс достигнут на тепловом аэростате. Одновременно установлен
новый рекорд на дальность перелета на воздушном шаре, проведены
ценные научные исследования.
Продолжатель дела Нобеля
Когда эксперты узнали о проекте Валентина
Ефремова, то оценивали шансы на успех этой «авантюры» (так они
сразу ее назвали) как 10 из 100. «Там же большая влажность. При
низкой температуре обледенеет оболочка – рухнете. Хорошо, если на
льды. А если в полынью?». С XVIII в. немцы, французы, англичане,
шведы пытались штурмовать Северный полюс по воздуху. Не получалось.
Последняя экспедиция Альфреда Нобеля на воздушном шаре в 1913 г.
окончилась неудачей: после двух дней, казалось бы, уверенного
полета случилась авария, экипаж исчез. Тайна их гибели не раскрыта
до сих пор. Но Валентин так изучил Север, что ощущает его каким-то
шестым чувством. После окончания МВТУ им. Баумана он, поработав на
Билибинской АЭС инженером, решил стать профессиональным
путешественником. Еще раньше ему довелось поработать в
старательских артелях на Колыме, побыть оленеводом. В 1994 г.
Валентин окончил литовскую школу воздухоплавания, а потом еще и
российскую, став профессиональным воздухоплавателем. С тех пор он
налетал немало часов, причем большая часть полетов проходила в
неблагоприятных с точки зрения воздухоплавания и пилотирования
районах Заполярья. И вот в конце прошлой весны осуществил
уникальный экспедиционный проект «Полет к вершине планеты. К
Северному полюсу на воздушном шаре». Рекордный перелет произошел на
тепловом аэростате «Святая Русь». В экипаже вместе с Валентином
были штурман Эдуард Мазур и оператор Виталий Газарян. На
преодоление более 1100 км по маршруту остров Средний – мыс
Арктический (архипелаг Северная Земля) – Северный полюс ушел 41
день. Из дневника Ефремова: «Небольшой балок на берегу океана.
<…> Делаем первую разведку. Пролетаем на вертолете 30 км в
глубь океана. Везде – большие разводья. Очень много открытой воды,
проход через которую практически невозможен. <…> Если ветер
не перенесет через открытую воду, это однозначно гибель». Но ветер
переменился. Экипаж тронулся в путь.
Северная ледовитая баня
Приключений и ЧП разного масштаба было
предостаточно. Например, штурман экипажа Эдуард Мазур получил
травму, угорев от газа, который применяется для обогрева. Потерял
сознание, упал и сильно рассек бровь. Оказав первую помощь,
пришлось срочно менять конструкцию обогрева. Празднование 60-летия
Дня Победы прошло под аккомпанемент ломающихся льдин. Из дневника
Ефремова: «9 мая. Сильное течение стало ломать льды. Всю ночь
перетаскивали снаряжение через трещины и разводья. Дрейф льдины, на
которой мы находимся, пошел на юг. В конце концов оказались в
ловушке: со всех сторон льдины <…> Молимся, чтобы льды
сомкнулись и мы перескочили на более устойчивую льдину. И стихия
услышала молитву. Утром погода успокоилась: подул северный ветер, и
небо очистилось, поставили новый лагерь. Только пришли в себя – к
вечеру снова заволокло. Подул ветер со снегом, начался сильнейший
дрейф льдины. Опять понесло на юг». И все же, когда выпадали редкие
дни остановок из-за неблагоприятной погоды и обстановка при этом
была относительно спокойной, экипаж даром времени не терял. Однажды
устроил даже банный день в соленой океанской воде. – Рецепт бани
прост, – рассказывает Валентин. – Ныряешь в полынью, поднимается
обжигающий холодный пар. Выскакиваешь – и сразу в палатку.
Принимаешь 100 граммов и горячий чай. Состояние дикого восторга и
облегчения. Однажды утром проснулись от собачьего лая. Отодвинули
полог палатки – перед входом огромный белый медведь. Хорошо, что
уже позавтракал нерпами. Стоит красивый и пушистый, как будто из
той самой песни, где его сородичи трутся о земную ось, которую шар
«Святая Русь» достиг 20 мая 2005 г. В 21 час 45 минут по
московскому времени ребята достигли вершины планеты. А с ними и вся
страна. Проект был недаром приурочен к 60-летию Победы. Если вся
экспедиция длилась 41 день, то подготовка к ней заняла более
полутора лет, причем основное внимание было уделено безопасности
перелета. Авиаобслуживание и поисково-спасательное обеспечение
экспедиции проходило в тесном взаимодействии с Министерством
обороны и Министерством транспорта России, Федеральной службой
безопасности, специалистами Красноярского управления гражданской
авиации, Ассоциацией полярников. Большую поддержку в организации
экспедиции оказал полномочный представитель президента РФ в
Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. Никто из
высокопоставленных чиновников не брал на себя ответственности
разрешить перелет. А Полтавченко взял ответственность на себя, что
и решило ряд существенных вопросов между министерствами и
ведомствами, возникших при организации экспедиции.
«Офис» под открытым небом
Помощь экспедиции оказали многие люди и вся
Россия в разной форме. Летели смельчаки не на простом аэростате –
он был специально подготовлен к полету Русским воздухоплавательным
обществом. При этом аппарат основательно модернизировали и
оснастили новейшими системами навигации с учетом экстремальных
условий, в которых проходил перелет. За официальными рекордами
Ефремова стоит и много скрытых. Например, беспрецедентная операция
по авиационному обеспечению экспедиции с помощью вертолетов, в
частности по организации дополнительных баз топлива на акватории
Северного Ледовитого океана. Или работа метеорологов, которые
давали прогноз погоды, чтобы холодные ветры и вообще «выверты»
погоды не погубили экипаж. – Нам просто здорово повезло, – считает
Валентин, – с начала полета и до самого полюса между всеми нами
была отличная психологическая совместимость, что редко бывает в
столь сложных путешествиях. Ну и, конечно, следует признать – нам
сопутствовала удача. Мы договорились встретиться на Воробьевых
горах в его офисе. Каково же было наше удивление, когда Валентин
припарковал свой автомобиль на набережной Москвы-реки со словами:
«Вот мы и дома». И начал привычно доставать из багажника «офисные
принадлежности»: складные стулья, стол, газовую плитку, чашки для
кофе… Так мы и поняли, что его рабочее место, офис и одновременно
дом – весь мир, по которому он путешествует. По делам Ефремов часто
приезжает в столицу и останавливается на Воробьевых горах не только
летом, но и зимой. Местные жители вначале удивлялись, а потом
привыкли. Постоянным жителем Ефремов считается в Нижнем Новгороде.
Но там он бывает редко, потому что все свое возит с собой. Спит
обычно на заднем сиденье, свернувшись калачиком. Его «ВАЗ»
«Надежда» в каком-то смысле – ангел-хранитель. Впрочем, однажды
хранитель не уберег. На дорогах Якутии Валентин как-то проколол
колесо. Прохожий поинтересовался, кто такой и откуда. Ефремов –
человек открытый: рассказывает и по ходу ремонтирует. А тот взял
молоток и… по голове! С тех пор бородой и длинными волосами
Валентин прикрывает след от удара. Но даже такое несчастье его не
сломило. И он отправился в очередную экспедицию. За плечами
Ефремова их уже немало – пешком, на автомобиле, на яхте, на
собачьих упряжках. Ефремов путешествовал по Чукотке, поднимался к
жерлу вулкана Таас-Тумус, совершил переход к Земле Санникова на
собачьих упряжках, прошел за две навигации Северный морской
путь…