Мария Привалова
На днях стало известно, что "Газпром" собирается
сократить свою инвестиционную программу на 2009 год на треть.
Корректирует свои планы газовый концерн не потому, что у него нет
денег на выполнение первоначально намеченных объемов работ, а
потому, что запланированные мощности просто не будут востребованы
из-за снижения потребления на внутреннем и внешних рынках, сказал в
пятницу на годовом собрании акционеров глава "Газпрома" Алексей
Миллер. Согласно планам компании, в 2009 году объем экспорта газа
составит 74% от объемов 2008 года.
"Мы всегда повторяли: "Газпром" работает "от
рынка". Газ не будет добыт, пока он не продан, - сказал г-н Миллер.
- "Газпром" всегда инвестировал в добычу и транспортировку газа
ровно столько, чтобы выполнить уже подписанные контракты, не
ориентируясь на прогнозы спроса, неподкрепленные обязательствами по
покупке". Новые мощности компания будет вводить в соответствии с
ситуацией на рынках, что, по словам Миллера, "не исключает
возможные корректировки сроков уже начатых проектов". Так,
например, принято решение о переносе на 2012 год ввода
Бованенковского месторождения на Ямале. А вот расходы на
газотранспортные проекты "Газпром" сокращать не собирается. В
частности, затраты по проекту "Северный поток", по словам
представителей компании, не будут скорректированы даже в условиях
кризиса.
Несмотря на оптимизм руководства "Газпрома",
некоторые западные страны, которые в последнее время по понятным
причинам очень чутко реагируют на любые новости, связанные с
российским газом, уже успели задаться вопросом, сможет ли "Газпром"
удовлетворить их потребности в газе в случае роста спроса на газ по
мере восстановления мировой экономики. Ведь даже сам Миллер
полагает, что дно кризиса в энергетике уже пройдено.
По данным Международного энергетического
агентства (МЭА), спрос на газ в 23 странах Европы в I квартале 2009
года действительно показал снижение - на 5%. Однако уже во второй
половине 2009 года, по мнению аналитика ИФК "Метрополь" Александра
Назарова, спрос на газ вернется к прежним объемам. Несмотря на то,
что сейчас "Газпром" добывает на 38% газа меньше, чем в прошлом
году, в случае роста спроса серьезных проблем с поставками у
концерна быть не должно, полагают эксперты. "Некоторые сложности
могут возникнуть из-за того, что "Газпром" отложил ямальские
проекты, но нельзя забывать о подушке безопасности в виде
среднеазиатского газа, да и независимые производители смогут
серьезно нарастить добычу газа - в общей сложности где-то на 40
млрд куб. м газа к 2012 году. Таким образом, если собственного газа
у "Газпрома" не хватит, то, как владелец трубы, концерн найдет газ
у других".
Аналогичного мнения придерживается и аналитик ИК
"Файненшл Бридж" Дмитрий Александров. По его словам, в случае
резкого роста спроса на газ компания сможет обеспечить Европу газом
как за счет собственной добычи в среднеазиатских странах, так и за
счет добычи, осуществляемой там местными производителями, а также
российскими нефтяными компаниями.
Так что с объемами поставок у "Газпрома" в любом
случае проблем не будет. Слабыми же местами "Газпрома", по мнению
экспертов, являются угрозы нестабильности поставок и дороговизна
газа, что и привело в первом квартале 2009 года к сокращению доли
концерна на европейском рынке до 16% против 31% летом прошлого года
(по данным МЭА). По словам Дмитрия Александрова, отпускные цены на
газ у "Газпрома" выше, чем у большинства альтернативных поставщиков
на европейский рынок. "Например, на конец 4 квартала 2008 года цена
"Газпрома" составляла $466 за тыс. куб. м, а норвежской
"Статойл-Гидро" - $440 за тыс. куб. м", - приводит цифры
аналитик.
По этим причинам европейцы стараются уйти от
"Газпрома" и диверсифицировать свои поставки газа. "По данным
Евростата, в 2007 году доля "Газпрома" составляла 37,8% в импорте
газа в ЕС, в 2008 году - 36,8%", - приводит статистику г-н
Александров. Полностью же отказаться от услуг "Газпрома" Европа, по
его мнению, не сможет. Да, возможно, и потребность в поиске замены
российскому поставщику в будущем попросту отпадет. Неслучайно
"Газпром" при сокращении инвестиционной программы оставил
финансирование газотранспортных проектов в полном объеме. "Основная
цель "Газпрома" - сделать обходы вокруг всех транзитных стран с
тем, чтобы обеспечить именно стабильность поставок, - говорит
Дмитрий Александров. - Это поможет восстановить долю российского
концерна на рынке Европы".