Этот вопрос предстоит решать победителю
конкурса
Александр Бережков
На инвестиционную деятельность Томская область
до 2010 года включительно планирует выделить почти 85 миллионов
рублей. "Ну вот, -скажет скептик, - еще одна чиновничья выдумка.
Опять истратим немалые бюджетные средства. А будет ли толк?"
Хочется верить, что будет. Ведь еще в ежегодном бюджетном послании
2007 года губернатор Виктор Кресс поставил перед обладминистрацией
задачу по привлечению валовых инвестиций в основной капитал
предприятий региона за счет всех источников финансирования в объеме
55 миллиардов рублей. Одним из эффективных инструментов для
достижения этой цели и должно стать "Томское агентство привлечения
инвестиций". Сегодня вы узнаете, по каким критериям конкурсная
комиссия определяла победителя и как будет строиться работа
агентства.
Богач-бедняк
Так образно можно назвать Томскую область с
точки зрения инвестиционной привлекательности. Это мы, жители
региона, сегодня хорошо осведомлены о богатствах наших подземных
кладовых, об уникальности наших вузов и серьезных достижениях наших
ученых. Но обо всем этом все еще недостаточно известно даже в
России, не говоря уже о других странах.
Понятно, что такой информационный "вакуум" не
способствует привлечению крупного капитала на территорию нашей
губернии.
Тем более что и возможностей для этого у Томской
области меньше по сравнению с другими, например, европейскими
регионами страны. Это всем нам известная удаленность от границ,
неразвитая транспортная инфраструктура, низкий потребительский
спрос (впрочем, как на территории всей Сибири) и т.д. А для всегда
расчетливого инвестора все это означает лишние накладные расходы. И
все же без серьезных инвестиций нам не достичь целей и не решить
задач, поставленных в стратегии развития Томской области. Поэтому
так важно максимально эффективно преподносить представителям
крупного капитала те преимущества, которые у нашего региона есть и
которые обоснованно могут заинтересовать инвестора. А для этого
нужна постоянная, системная работа. Так появилась идея создать
"Томское агентство привлечения инвестиций".
«Ловушка» для инвестора
Чем же эта структура будет заниматься? Одна из
основных задач - определить круг таких инвесторов, которые
действительно заинтересованы вкладывать деньги в те или иные
проекты, приоритетные для Томской области. И искать их нужно по
всему миру. Понять, чем может заинтересовать область инвестора,
можно только анализируя большой массив информации о перспективных
планах и текущей деятельности российских и зарубежных корпораций,
которая часто доступна только на языке страны происхождения
компании. После этого можно приступать к адресной работе с
потенциальным инвестором. А их по условиям контракта с агентством
должно быть ни много, ни мало - 250.
Это отнюдь не легкий, а кропотливый и нередко
неблагодарный труд, начиная с формирования маркетинговой идеи,
которая может заинтересовать потенциального инвестора, и заканчивая
установлением личных контактов и проведением презентации
инвестиционных возможностей. Выбор места и времени проведения
презентации – за инвестором. Если презентация состоялась, это уже
неплохой первый шаг к положительному результату.
Теперь налаженную с потенциальным инвестором
связь обязательно нужно поддерживать. Вплоть до таких мелочей, как
поздравление с корпоративным или отраслевым праздником, днем
рождения, с полученной наградой. Нужно изучать пристрастия и
привычки, завязывать связи с аффилированными к компании-инвестору
лицами, способными повлиять на ключевые решения по размещению
инвестиций, и т.д.
Конечно, все эти хлопоты обходятся недешево,
поэтому и нужен тщательный, а значит, ограниченный подбор будущих
финансовых партнеров нашего региона. Кстати, точно так же системно
и выборочно должны планироваться и зарубежные контакты: по
определенным отраслевым направлениям, с определенными странами,
определенными ключевыми фигурами конкретных компаний.
Серьезным успехом можно считать визит
потенциального инвестора в нашу область. И чтобы его закрепить,
нужно четко организовать встречи с руководством региона,
качественное знакомство с местными условиями, с бизнес-сообществом.
Включая предложение площадок под возможное строительство нового
предприятия. Конечно, для этого специалисты агентства по
привлечению инвестиций должны иметь прямой доступ к любому крупному
чиновнику как в областном центре, так и в других муниципальных
образованиях. Чтобы организовывать встречи на самом высоком уровне,
чтобы показать реальную заинтересованность власти в приходе
инвестора на территорию региона.
И если он, к нашей радости, принял решение, то
тогда его нужно постоянно сопровождать, помогая в решении
возникающих проблем. Думаю, уже стало понятно, что подобной
серьезной работой должна профессионально заниматься структура, у
специалистов которой есть опыт и обширные знания.
Репутация не в счет
Наряду с другими в конкурсе участвовали такие
серьезные претенденты, как инновационная управляющая компания
"ФИБР-Групп", "Томский центр содействия инновациям" и 000 "Томское
агентство привлечения инвестиций". Оно и стало победителем.
Каковы же были критерии отбора? Мягко говоря,
весьма странно, но по федеральному Закону №94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" конкурсная комиссия не имеет
права учитывать опыт работы участников, историю успеха. Словом,
даже самая высокая репутация - не в счет. (Кстати, именно этот
законодательный постулат вызвал негодование остальных участников
конкурса и даже сомнение в справедливости его результатов.) Еще раз
подчеркну, есть только два критерия: сроки исполнения работ и услуг
и их стоимость.
Позвольте, но разве это правильно? Конечно, нет.
И наша власть уже не раз в этом убеждалась, сталкиваясь в ходе
различных конкурсов на получение госзаказа с фирмами-однодневками,
которые, стремясь заполучить бюджетные деньги, указывали в заявке
откровенно заниженную цену на свои услуги. Тогда как же можно
гарантировать их качество?
Можно. И в нашем случае специалисты областной
администрации тоже применяли два критерия. Первый условно назовем
"информационной осведомленностью на момент проведения конкурса".
Иначе говоря, претендент на статус "Агентства привлечения
инвестиций" должен обладать как можно более полными знаниями о
количестве и качестве существующих в области инвестиционных
проектов, и которые в перспективе можно реализовать в рамках
приоритетных направлений развития нашего региона. А второй критерий
требовал от участника конкурса представить на суд комиссии такие
инвестиционные проекты, которые он уже готов сопровождать, и уже
есть предварительные договоренности с инвесторами.
По заключению комиссии, наиболее полную
информацию по первому критерию представило 000 "Томское агентство
привлечения инвестиций". В его базе данных более 2,5 тысячи
различных отраслевых проектов, которые имеют хороший инвестиционный
потенциал, в том числе такие, которые уже в обозримом будущем
принесут реальные инвестиции в основной капитал.
Разумеется, журналист захотел узнать, о чем идет
речь. Вот только два конкретных примера. Первый проект -
строительство завода по производству мобильных буровых установок, в
рамках которого будут разработаны высокотехнологичные решения в
сферах машиностроения, приборостроения и информационных технологий.
Интересно, что они могут использоваться не только при разработке
месторождений нефти и газа, но и Бакчарского железорудного. За
Уралом такого предприятия нет, а подобные установки -
востребованная, а потому дефицитная продукция. К тому же
строительство завода, кроме весьма приличных инвестиций в создание
основного производства, привлечет дополнительные средства для
предприятий других отраслей.
Второй проект -создание высокотехнологичного
предприятия по производству инфузионных растворов. Этой
качественной продукцией оно будет обеспечивать не только Томскую
область, но и соседние регионы.
И в том, и в другом проекте предполагается
участие зарубежных поставщиков оборудования и даже зарубежных
инвесторов.
Первые шаги
С 1 августа в 000 "Томское агентство привлечения
инвестиций" будут работать 10 человек. Структурно оно будет
состоять из двух департаментов: по управлению инвестиционными
проектами (с отделами по их подготовке и по сопровождению) и по
управлению конкурентоспособностью территории (с отделами маркетинга
и регионального взаимодействия).
Стоит подчеркнуть, что работа по
подготовке проектов из бюджета уже не финансируется. По сути, это
уже бизнес, в ходе которого объект для инвестиций, что называется,
разбирают для инвестора "по косточкам". Другими словами,
подтверждаются прохождение всех официальных разрешительных процедур
и регистрация юридического лица, документально оформляется
земельный участок и т.д. Примерно по той же схеме, как недавно
продавался контрольный пакет акций "ТомГДК-руда" инвестиционной
компании "Метрополь". Понятно, что эта работа стоит отдельных
денег, но при этом инвестору обеспечивается минимизация рисков
вхождения на территорию. Тут главное - не отпугнуть его
ценой за перечисленные выше услуги.
После того как завершился конкурс, было решено,
что при "Томском агентстве привлечения инвестиций" будет
действовать наблюдательный совет, в который наряду с инвесторами
войдут и представители областной администрации. Для того чтобы,
кроме финансового контроля, была возможность (в рамках партнерских
отношений) оперативно планировать и, если необходимо,
корректировать работу по привлечению инвестиций.
Остается надеяться, что и остальные участники
конкурса, пережив естественную досаду от проигрыша, подключатся к
работе агентства. И станут добрыми партнерами в реализации
инвестиционных проектов в тех инновационных и промышленных сферах,
в области которых они являются специалистами.