Два миллиарда рублей на стимулирование продаж АвтоВАЗ вложился в
свою кредитную программу
Андрей Кузьмин
Роман Гуляев
Как стало известно «Бизнесу», ОАО «АвтоВАЗ»
принял решение вложить около $70 млн собственных средств в
специальную программу кредитования. Эксперты рынка считают, что это
давно назревший шаг, который поможет заводу удержать свою долю на
рынке и сократить складские запасы.
По данным пресс-службы автозавода, уже в 2004
году по кредитным программам дилеров было продано примерно 250 тыс.
автомобилей Lada. В том же году АвтоВАЗ, совместно с банком
«Автомобильный банкирский дом», начал реализацию собственной
кредитной программы, в рамках которой было продано чуть меньше 16
тыс. машин. Скромная доля завода в общем объеме «кредитных продаж»
объясняется довольно высокими ставками по базовой программе - 21%
годовых в рублях. Теперь АвтоВАЗ решил серьезно вложиться в
кредитную программу и увеличить объем сбыта по этой схеме. По
словам вице-президента ОАО «АвтоВАЗ» Владимира Кучая, сейчас
продажи превышают производство автомобилей (на складе резерв машин
уменьшился с 68 тыс. до 60 тыс.). Однако на предприятии считают
такие темпы роста недостаточными и для стимуляции сбыта запускают
специальную кредитную программу. По мнению старшего аналитика ФК
«Уралсиб» Вячеслава Смольянинова, расчет руководства ОАО «АвтоВАЗ»
правильный и программа поможет заводу удержать свою долю на рынке.
«Жаль, что решение о расширении программы кредитования вызвал
кризис продаж, надо было это делать раньше. На Западе создание
вокруг завода структур, занимающихся лизингом, кредитованием, стало
распространенной практикой»,- говорит Смольянинов. «На программу
выделено 2 млрд рублей, при этом деньги на компенсацию кредитной
ставки идти не будут. Они предназначены именно для выдачи кредитов.
Ставка составит уже 18% годовых в рублях»,- рассказал «Бизнесу»
Кучай. Аналитик компании «Тройка Диалог» Гайрат Салимов, считает,
что 18% лучше, чем 21%, но ставка все равно остается слишком
высокой для того, чтобы значительно увеличить спрос. «Если брать
кредит на три года, общая выплат будет на 64% больше. Есть ряд
программ, при которых можно купить автомобиль под более дешевые
кредитные ставки»,- сказал «Бизнесу» Гайрат Салимов. «Хоть 18% - это и высокая плата за
кредит, но если брать кредит на пять лет, то при уровне инфляции
12-15% ежегодно ставка оправданна»,- полемизирует с ним аналитик
ИФК «Метрополь» Денис Нуштаев. По мнению начальника кредитного
отдела компании «Автомир» Ивана Романова, размер процентной ставки
решает далеко не все. «18% - это недешево. Но есть программа
экспресс-кредитования, со ставкой до 25%, и она гораздо более
популярна, чем обычная программа с 9% годовых,- резюмирует
Романов.- Если у АвтоВАЗа будет классическая программа, то в Москве
она не пойдет, тем более что в столице более распространены
долларовые ставки. А вот в регионах, где практически нет
конкуренции на рынке кредитования, программа может стать
успешной».